Знаки исполнения времён. Аналитика и размышления
Последние комментарии
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.
Котег аватар

Что ели в пост в царской России. Вторая часть - праздничные блюда.

Что ели в пост в царской России. Первая часть - разнообразие блюд.

Русское гостеприимство всегда было традиционным.
Парадный обед, то есть торжественный, праздничный, по русским традициям, не отменялся в дни поста. Постные требования касались лишь видов и качества предлагаемых блюд. Праздничные многолюдные обеды проводились со строгим соблюдением установленного торжественного церемониала. При этом, как в праздничные, так и в обычные дни ни в коем случае нельзя было опаздывать на приём пищи, будь то завтрак, обед или ужин, или пренебрегать полученным приглашением — это воспринималось хозяевами как пренебрежение, вызов или глубокое личное оскорбление. Да и не возможно было опаздывать, ведь время завтраков, обедов, ужинов было строго установленным и чётко соблюдалось.

file6570vl3m6uqww5mthrd_800_480.jpg

Обеденный стол был либо овальной формы, либо прямоугольные столы устанавливались в форме «Покой» - по названию буквы «П» в Кириллице.
За овальным столом хозяин и хозяйка традиционно усаживались друг против друга на его удалённых противоположных концах или, «по заграничному обычаю» располагались так же друг напротив друга, но по середине овального стола. По обе стороны от них размещались наиболее почётные гости.
Расположение стола в форме «Покой» предназначалось для большого количества гостей, которых не возможно было разместить за раздвижным овальным столом. При этом, гости и хозяева занимали свои места согласно определенным правилам, принятым в светском обществе.
Вверху, за горизонтально поставленными столами по центру располагался сановитый хозяин и справа от него – хозяйка. По левую руку усаживался самый сановитый из приглашенных гостей.
Чины и значимость гостей уменьшались по мере удаления от этого центра.
В сервировке стола использовались парадные сервизы на множество персон, сверкающий всеми гранями хрусталь, изящные бронзовые или чугунные канделябры, цветы, салфетки и даже рыбки в маленьких аквариумах. Чем выше ранг хозяев, тем роскошнее был сервирован стол с серебряными блюдами и, появившейся уже позже – фарфоровой посудой. Летом было принято осыпать стол мелкими цветами или лепестками.

Блюда также подавались, начиная от обслуживания наиболее значимых персон. При этом лакеи получали строгий инструктаж и, даже если сановитый гость уселся ниже места, ему предназначаемого, - его обслуживали в соответствии с чином.
Перед тем как сесть на пододвинутый слугой стул, полагалось креститься. Знак крестного знамения всегда предшествовал началу праздничной трапезы. При каждом сидящем госте за его спиной стоял личый слуга с тарелкой в левой руке, чтобы при перемене блюд быстро и аккуратно поставить, на место использованной тарелки, чистую. А когда у хозяина было не достаточно своей прислуги, позади гостей становились приехавшие с ними их же лакеи.

Начиналась трапеза с Закуски, представлявшей собою лёгкую еду, как было принято считать «для возбуждения аппетита». Закуска состояла из свежей икры, лёгких рыбных и овощных блюд, печений, слабых спиртных напитков. Иногда закуску подавали ещё до того, как гости садились за стол, то есть в гостиной. К основному же столу гости направлялись, церемониально шествуя попарно, мужчины вели дам. Церемонию начала трапезы определяла реплика дворецкого: «Кушать подано! Угощайтесь, господа!»

kostyumy_059-1_fmt.jpeg

После третьей перемены блюд сановитый гость, располагающийся рядом с хозяином, произносит первый официальный тост: «За здравие Государя Императора и всего Августейшего Царского Дома!». Вторым и третьим обязательными тостами были «За здравие и благоденствие хозяина и хозяйки дома!» Далее шли произвольные тосты. В конце десерта подавались полоскательные чашки лимонной воды.

64711.jpg

Покидать стол было принято только после того, как это сделает самый сановитый из приглашенных.
Поднимаясь из-за стола, гости крестились и лично, по очереди благодарили хозяйку дома.
Покидать дом гость мог не прощаясь, но не ранее часа после конца трапезы.

ИЗ КНИГИ ВОСКРЕСЕНСКОЙ С.И. «ДРУГ ХОЗЯЙКИ», 1910 ГОД:

Нѣесколько примѣрныхъ постныхъ парадныхъ обѣдовъ.

Къ закуске могутъ служить:
Икра свѣжая. / Икра паюсная. / Икра сиговая красная. / Различныя балыки. / Сельди и анчоусы. / Сардинки. / Омары и скумбрия. / Бѣлые грибы маринованныя. / Рыжики и грузди соленые. / Оливки и пикули. / Семга и лососина копченыя. / Сиг и корюшка копченыя. / Угорь маринованный. / Маринованный лукъ-шарлоттъ. / Фрукты и виноград.

1.
Уха изъ налимовъ. / Борщъ на рыбномъ отварѣ. / Пирогъ съ угремъ. / Сигъ съ кореньями. / Спаржа. / Булочки съ вареньемъ. / Маседуанъ изъ грушъ.
2.
Супъ со стерляжьими клецками. / Щи съ осетриной. / Форшмакъ изъ судака. / Караси съ трюфелями. / Голубцы. / Шарлотка изъ фруктовъ. / Апельсиновое мороженое.
3.
Уха изъ стерляди. / Супъ грибной съ перловой крупой. / Пирогъ съ кашей и рыбой. / Раки. / Лососина жареная. / Спаржа. / Яблочное безе. / Бланманже изъ фисташекъ. /
4.
Супъ-пюре изъ ершей. / Ботвинья. / Нельма отварная съ соусомъ изъ устрицъ. / Тушоный зеленый горошекъ. / Лососина въ папильотъ. / Русскiе бобы тушоные. / Шербетъ ананасный.
5.
Уха изъ сига и ершей. / Щи съ головизной. / Заливное изъ лососины. / Лещъ по-итальянски. / Сигъ съ черносливомъ. / Макароны съ зеленью. / Желе изъ вишенъ. / Миндальные бисквиты. /
6.
Окрошка рыбная. / Супъ изъ свѣжихъ грибовъ. / Маiонезъ изъ фаршированной рыбы. / Бѣлорыбица тушоная. / Картофель фарширов. / Рисъ съ яблоками и вареньемъ. / Желе маседуанъ.
7.
Уха съ растегаями съ лососиной. / Польский хлодникъ. / Сигъ въ своемъ соку. / Пельмени съ рыбою под соусомъ съ трюфелями. / Карпъ жареный подъ соусомъ изъ грецкихъ орѣховъ. / Саго холодное съ кофе и миндальнымъ молокомъ. / Пирожное изъ американскихъ орѣховъ.
8.
Супъ изъ бѣлой фасоли съ грибными ушками. / Ботвинья изъ свеклы съ лососиною. / Сигъ отварной подъ соусомъ изъ спаржи и цвѣтной капусты. / Котлеты изъ судака подъ соусом изъ трюфелей. / Фарширов. артишоки. / Шербетъ изъ черной смородины съ рейнвейномъ.
9.
Супъ изъ карасей. / Щи съ бѣлужиной / Пирогъ съ пшеномъ и рыбою. / Форель отварная съ соусомъ провансаль. / Жареные грузди. / Лососина съ цвѣтной капустой. / Пуншъ апельсинный съ шампанскимъ.
10.
Щи изъ кислой капусты съ гренками изъ смоленской крупы. / Уха, къ ней растегаи. / Свѣжая треска подъ тминнымъ соусомъ. / Жареная камбала съ пикулями. / Цвѣтная капуста съ грибнымъ соусомъ. / Пирожки съ яблоками. / Мороженое земляничное.
11.
Уха, къ ней пирогъ съ грибнымъ фаршемъ и раками. / Борщъ съ жареной рыбой и маслинами. / Щука съ шафраномъ. / Карпъ жареный подъ соусомъ съ шампиньонами. / Миндальные бисквиты. / Пуншъ изъ персиковъ.
12.
Уха, къ ней пирожки со свѣжими грибами. / Ботвинья съ лососинной. / Заливные ерши. / Гренки изъ бѣлаго хлѣба съ цвѣтною капустой. / Бѣлорыбица тушоная. / Пирожки съ малиной или черной смородиной. / Шероетъ изъ земляники съ бѣлымъ виномъ.
"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""

Такое разнообразие в пост да ещё и со спиртным… Может не во все дни и в порядке исключения? Но книга этого не оговаривает. Как мне кажется, креститься нужно было чаще.

Раздел:
Настройки просмотра комментариев
Котег аватар
#

Как обещал, написал вторую часть
- только вот такое обилие вкусностей в пост это же не правильно?
- несколько раз меняют блюда, чтобы откушать всё поданное, эдак можно натрескаться до отвала и считать, что ты соблюдаешь пост?

Гостья аватар
#

Спасибо Вам, Котег, за эту нужную тему и за напоминание о том, что пост и обжорство или лакомство - вещи несовместимые. Пост - это борьба со страстями, которыми они как раз и являются. А дух лукавства постоянно пытается увлечь на неправильный путь.

"Котег" писал(а):
- только вот такое обилие вкусностей в пост это же не правильно?
- несколько раз меняют блюда, чтобы откушать всё поданное, эдак можно натрескаться до отвала и считать, что ты соблюдаешь пост?

А мы тут как раз и будем размещать статьи и примеры на тему неправильного пищевого поведения в пост. И, конечно, статьи наших батюшек, обличающих такое поведение и напоминающих о настоящих целях поста. Начну со слов отца Всеволода Чаплина:

Протоиерей Всеволод Чаплин предостерег верующих от искажения смысла поста

.
В Великий пост человек должен заботиться о своем внутреннем мире, состоянии духа, а не о приготовлении «постных» кулинарных изысков, считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, сообщает агентство «Интерфакс-религия».

- Порой пост пытаются превратить в некий кулинарный гламур. Это, на мой взгляд, осознанная или неосознанная попытка убить настоящий его смысл. Я вижу лицемерие в навороченных постных блюдах, в соевом мясе, во всяческих кулинарных изысках, формально соответствующих правилам постной кухни, - сказал отец Всеволод.

Отмечая определенный элемент фарисейства в таком подходе к периоду поста, он заметил:

- Формально ты ничего не нарушаешь, а по сути, посвящаешь много времени услаждению своего чрева. Постных продуктов сейчас достаточно много. По-моему, есть возможность готовить их быстро, не посвящая пище того времени и того внимания, которых она не достойна.
По мнению священника, «не правы те, кто в первую очередь уделяет внимание вопросу, что есть и чего не есть, проводя огромное количество времени в дискуссиях на эту тему».

- Пост - это время, когда мы должны понять: то, что еще две недели назад казалось абсолютно немыслимым, может оказаться вполне реальным - в частности, отказ от, казалось бы, жизненно важных, а на самом деле никому не нужных информационных источников, отказ от суеты, от пустых разговоров и мыслей, - констатировал представитель Церкви.

]]>http://www.foma.ru/protoierej-vsevolod-chaplin-predostereg-veruyushhix-o...]]>

Жизнь — это то, что происходит с нами, пока мы строим планы на будущее.

Marek аватар
#

"Гостья" писал(а):
Формально ты ничего не нарушаешь, а по сути, посвящаешь много времени услаждению своего чрева

Из статьи следует, что как бы мы не облагораживали русское дворянство сейчас, однако налицо был его духовный упадок. Безусловно, дворянские круги России были не четой тупому и размалёванному современному гламуру. Тогда хотя бы до каких то чинов нужно было дослужиться и эти люди боялись общественного порицания, стрелялись, если честь задета. А сейчас баблос – двигатель карьеры, в моде лакейские профессии, если хорошо платят. Как нажит этот баблос, не спрашивай, это не демократично.
Падение как раз и началось из-за попущения греху. Кроме балов, охоты и торжественных ужинов чем ещё было заниматься?
Вот и сочиняли себе торжества с последующим обсуждением нарядов, столов и соблюдений этикета. Стоит ли удивляться тому, что большинство из них оказались безразличными к судьбе того самого Государя Императора, за к-рого был первый тост?

"Котег" писал(а):
При этом, как в праздничные, так и в обычные дни ни в коем случае нельзя было опаздывать на приём пищи, будь то завтрак, обед или ужин, или пренебрегать полученным приглашением — это воспринималось хозяевами как пренебрежение, вызов или глубокое личное оскорбление. Да и не возможно было опаздывать, ведь время завтраков, обедов, ужинов было строго установленным и чётко соблюдалось.

На ветке "Грех, как причина бедствий" Гостья - 11 марта, 2013 - 15:09 # наша ув. Гостья разместила ролик с беседой "О страсти чревоугодия" отца Максима Каскуна. И там приводится такой термин, как чревобесие – приступообразное проявление обжорства в форме неуёмного аппетите и безконтрольного поведения.
А теперь представьте – человек привыкает и обильному и вкусному, красиво обставленному питанию в строго определённое время. Что это, если не привитие чревобесия с провоцированием приступов по времени условного рефлекса?

"Котег" писал(а):
Чины и значимость гостей уменьшались по мере удаления от этого центра.

И ещё один момент. Помимо греха обжорства на таких тусовках подогревался и грех гордыни: кто будет посажен в начало, а кто – в конец стола? Кому первому предложат отведать, а кто будет слюной давиться, кидая косяки на счастливчика? И за спиной соответствующий взгляд от лакея в соответствующем настроении, т.к. со времён Петра I чернь не должна есть то, что едят господа.

Я – ЗА то, чтобы как то разнообразить виды еды в пост и очблагодарен Котегу за сообщение. При этом полностью согласен с Вами, ув. Котег, что такие "парадные торжества" – профанация поста. И в первую очередь - ПО КОЛЛИЧЕСТВУ принимаемой пищи. Что значит первый тост после третьего блюда? Пусть даже тарелки не переполнялись едой. Это какой же величины нужно было иметь желудок, чтобы привычно отведывать? А ведь обжорство это не только виды еды, но и их кол-во. О каком уж нравственном смирении можно было говорить при таком образе жизни в пост?
Мне че-то кажется, что именно от этой праздности и угоде плоти, пошатнулась суть дворянства, поскольку духовная основа растворилась во внешней демонстрации.

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. (с) Р.Декарт

Котег аватар
#

Несколько простых советов, как в пост бороться с аппетитом:

• Заварите средний пучок петрушки. 1/2 стакана отвара свежей петрушки заставит забыть о пище на два часа. Аналогичным действием обладает полоскание рта мятной водой, которую можно приобрести в аптеках или заварить самостоятельно: пучок мяты на стакан воды.

• Если перед приемом пищи выпить стакан томатного сока или минеральной воды, необходимые для утоления голода порции сократятся на треть.

• Кофе разжигает аппетит, поэтому ограничьте его норму до двух чашек без сахара в день.

• На ужин (а он должен быть не позднее, чем за 2 часа до сна) лучше всего пойдут овощи с кусочком отварного мяса. Содержащиеся в мясе аминокислоты во время сна активизируют гормоны, сжигающие жир.

• Лютый враг аппетита - чеснок. Разотрите три дольки чеснока и залейте стаканом холодной кипяченой воды. Через сутки настой готов. Принимайте этот настой по 1 столовой ложке перед сном.

• Чувство голода притупить и такой самомассаж: несколько минут нажимайте подушечкой среднего пальца на точку между верхней губой и носом.

• Не менее, чем на час поможет забыть о еде такое упражнение: встаньте перед открытой форточкой, ноги – на ширине плеч, руки – над головой. Теперь сделайте десять очень глубоких вдохов и выдохов.

]]>источник]]>

Осознающий аватар
#

Все вроде как на местах уважаемый Котег, но если это ДИЕТА, а если Пост, то увы, тренируйте волю. (это глубокое имхо)
А теперь вобще ересь скажу, кофе и чай, это слабые наркотики, что бы в этом легко убедится, откажитесь от них на время Поста и понаблюдайте за своим поведением.

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.(Прит.16:32)

Marek аватар
#

"Осознающий" писал(а):
А теперь вобще ересь скажу, кофе и чай, это слабые наркотики

Это не ересь, а давно известное понятие. Отказ от кофе и чая, тех, кто на них подсел, происходит не просто: начинается вялость, раздражительность, слабость на фоне неотступного желания себя подстимулировать. Это происходит от того, что организм привык к искусственному стимулированию давления и сердечной деятельности, кстати, приводящему к преждевременному износу организма. Но торгашам это не нужно, реклама трубит, кофикушуют аристократично в офисах, в кино и пр.

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. (с) Р.Декарт

Осознающий аватар
#

"Marek" писал(а):
Это не ересь, а давно известное понятие

"Marek" писал(а):
начинается вялость, раздражительность, слабость на фоне неотступного желания себя подстимулировать

Ну теперь уж точно ересь))))
А попробуйте теперь на небольшое время отказаться от ВАРЕННОЙ ЕДЫ, ГАРАНТИРУЮ ЕЩЕ ХУДШИЕ СИМПТОМЫ, что описал уважаемый Марек. Симптомы будут полностью совпадать с ]]>Абстинентным синдромом]]>, который проявляется у алкоголиков и наркоманов со всеми вытекающими. Уверяю, многие из Вас об этом даже не догадываются, однако попробуйте! Вы с удивлением обнаружите огромный объем работы над собой на многие Посты вперед. Я был в свое время просто обескуражен, обнаружив за собой эту сильнейшую зависимость. И сколько труда и терпения ушло что бы ее преодолеть! Да и сейчас еще есть куда двигаться...

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.(Прит.16:32)

Marek аватар
#

Ув. Осознающий, а Вы - сыроед? Shocked

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. (с) Р.Декарт

Осознающий аватар
#

"Marek" писал(а):
Ув. Осознающий, а Вы - сыроед?

Марек, почти. Не ортодоксальный по причине своей принадлежности к Христианству. Мой рацион 90/10, где 90% - это живая пища. Иногда могу изменить процент в меньшую сторону, в командировках например или на юбилеях и вечеринках каких то. Если например сяду с Вами за стол, то могу что то себе позволить несыроедное(и даже на мой взгляд вредное) из уважения и любви. А так, когда один, в обыденные дни, то мне отлично на живой пище. Почти не пью, могу очень редко вина совсем не много выпить опять же ради уважения к тому кто предлагает, сам ни-ни, просто на этом питании совсем такое даже в голову не лезет. Шашлык для всех гостей в тандыре готовлю всегда я, всем нравится, говорят вкусно, сам тоже могу немного употребить.

О секте сыроедения я пишу сейчас в статье, это с христианской позиции однозначно деструктивный культ, там делаю предостережения на этот вид питания, да и не только на него. Уж больно много пришлось на своем пути контактировать с адептами сего культа.

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.(Прит.16:32)

Гостья аватар
#

"Осознающий" писал(а):
А теперь вобще ересь скажу, кофе и чай, это слабые наркотики

Какая же это ересь?
Черный чай - это стимулятор и расхититель энергии еще тот! На "Травах..." в том году Анна поделилась интереснейшим рецептом Копорского чая, приготавлеваемого из Кипрея, так ужу жду не дождусь, когда его можно будет опять наготовить.

У меня отказ от черного чая всегда совпадает с увеличением соков и овощей-фруктов. Организм, действительно, очень умная вещь и не хочет вредного, когда есть достойная альтернатива. Читала, что от зависимости от курева-вина также можно избавится, увеличив в рационе кол-во растительной сырой пищи. На ]]>крысах ]]> эксперименты даже проводили подобные.

"Осознающий" писал(а):
О секте сыроедения я пишу сейчас в статье, это с христианской позиции однозначно деструктивный культ, там делаю предостережения на этот вид питания, да и не только на него. Уж больно много пришлось на своем пути контактировать с адептами сего культа

Чрезвычайно интересно. Периодически просматриваю сыроедческие форумы и впечатлена кое-какими их результатами, но жизненная философия не нравится.

Жизнь — это то, что происходит с нами, пока мы строим планы на будущее.

Гостья аватар
#


ПОСТИМСЯ ПОСТОМ НЕПРИЯТНЫМ


Как причудливо меняется порой смысл хорошо, казалось бы, знакомых слов и выражений при перенесении их в иной «контекст»! Хотя, конечно же, ничего странного и противоестественного в таком изменении нет: контекст и вправду определяет многое. Противоестественно и странно, когда этот «новый смысл» постепенно вытесняет традиционный, старый из жизни как таковой, уже вне зависимости от каких-то контекстных рамок.

Вот такое знакомое, всем известное, у всех на слуху сущее: «Постимся постом приятным…» С радостным, детским смехом произносят эти слова православные люди, заходящие в трапезную после продолжительной службы, утомленные, голодные, но довольные: труд «бденный» остался позади, а на столе – «утешение». Конечно, все блюда постные, но и постную пищу можно ведь очень вкусно приготовить: сколько есть рецептов всевозможных – знай лишь выбирай, что нравится! Тем более что в наше время чего только в магазинах нет. И гады морские, которых по «афонской традиции» принято в субботу-воскресенье вкушать. И фрукты-овощи, в разных концах света выращенные и собранные. И сладости, без молока, яиц и масла превосходно приготовленные.
Разумеется, при таком количестве разносолов, при премудром попечении о столах пост может быть приятным и даже очень. Особенно если человек просто-напросто устал от привычного своего рациона, чувствует необходимость воздержаться от мяса-птицы-рыбы, отдохнуть от того, что утучняет фигуру, отягощает чрево. Не говоря уже о том, что немало есть людей, которым постная пища просто нравится. Неслучайно практически во всех приличных ресторанах предлагается сегодня посетителям постное меню, блюда из которого перемежаются блюдами из меню обычного.

Так что да – постимся постом приятным, и хорошо постимся… Остается дело за малым – спросить себя: приятным кому? – Как кому? Нам, кому же еще!

И как-то трудно, словно сквозь туман какой-то, припоминается, проступает в сознании основательно подзабытое: «…приятным, благоугодным Господеви». Оказывается, не для нас должен он быть приятным, а для Бога. Оказывается… Да мы ведь и знали это. Разумеется, знали! Просто такие мы существа, что даже на подсознательном уровне, без умышления, обдумывания стараемся, как правило, упростить сложное, сократить продолжительное, облегчить трудное. И в общем-то ничего в этом худого, предосудительного нет: это вполне разумно, рационально. С одним, пожалуй, «но»: рационализм уместен практически всегда, кроме тех случаев, когда речь идет о духовном, особенно же – о подвиге. А пост, лишенный элемента подвига, удобно превращается в диету.

Подвиг же, безусловно, не в том заключается, чтобы уморить себя голодом, дойти до физического и нервного истощения, сделаться неспособным ни к какому общественно или даже лично полезному деланию. Кому-то и масло необходимо растительное даже в среду и пяток, кому-то гады морские, кому-то рыба, а кому-то, может быть, и молочное даже… и мясное – например, если у человека открытая форма туберкулеза. Или малокровие. Или сложный перелом. Или еще что-то подобное.

Подвиг – он тогда, когда мы ради того, чтобы угодить Господу, трудимся, напрягаемся, преодолеваем себя, подвигаемся к тому, что впереди, что еще кажется недостижимым, но, тем не менее, остается верным, правильным ориентиром. И пост тогда пост, когда в нем есть момент самоутеснения, самоограничения, лишения себя привычной вольготности, свободы в угождении плоти, чтобы хотя бы немного воспрял, ожил обычно подавляемый ею дух.

Пост тогда приятен Богу, когда… неприятен – хотя бы немного – нам. Поэтому не будем превращать и его в удовольствие и развлечение. Не будем бездумно повторять слова церковного песнопения, опуская при этом самое главное и значительное в нем. Иначе легко может оказаться так, что нам пост приятен будет. А вот Господу – нет…


Игумен Нектарий (Морозов)

15 апреля 2013 года


]]>http://www.pravoslavie.ru/put/60805.htm]]>

Жизнь — это то, что происходит с нами, пока мы строим планы на будущее.

Отправить комментарий