Знаки исполнения времён. Аналитика и размышления
Последние комментарии
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 2 гостя.
Батин аватар

ХРИСТОС В ПЕНТАГРАММЕ, или иконы новых времен

ХРИСТОС В ПЕНТАГРАММЕ,
или иконы новых времен

Уважаемые читатели! Перед Вами изображение иконы, изготовленной Софринским заводом. Без особого труда Вы можете заметить, что Христос на ней изображен в перевернутой пентаграмме (пятиконечной звезде острым концом вниз), издавна считающейся символом сатаны – противника Божьего. Поневоле задумаешься: а какого такого мессию (мошиаха) изображают софринские мастера на своих новоделах? Не того ли, о котором сказано в Писаниях: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан.5:43)?

]]>http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk169-13.htm]]>

Я очень прошу np1237 прокомментировать эту новость. Как относиться к сказанному выше?

Настройки просмотра комментариев
np1237 аватар
#

Надо будет посмотреть, насколько это старая икона. Сам тип иконы очень старый, с 90-х годов, из первой серии софринских икон двунадесятых праздников. Что-то я такое припоминаю…, лет десять-двенадцать тому назад обсуждался этот момент. По существу проблемы более вероятно, что окопавшиеся в «Софрино» «мастера» именно Христа хотели выставить агентом тьмы (прости, Господи). Есть такая антихристианская теория о том, что «сын плотника» попущен «б-гом», чтобы привести гоев в подчинение «избранному народу». То есть икона вместо Преображения Господня изображает т.н. «подселение». «Софрино» – притча во языцех, церковный причт давно ропщет… Аналогичные проблемы были у католиков во время строительства готических соборов. Там все забито скрытой символикой.

mid аватар
#

А почему только иконы новых времен?
Преображение Господне
Андрей Рублев

Московская школа
1405 г.
80,5 x 61 см
доска липовая, ковчег, неглубокая лузга. Паволока, левкас, темпера
икона. Праздничный чин
Благовещенский собор Московского Кремля

Икона очень старая. Каноны и прориси не меняются столетиями. Иконы одинаковые. Преображение Господне.

"Не бывает атеистов в окопах под огнём". (с)Егор Летов

np1237 аватар
#

Да вот нет, иконы не одинаковые, к сожалению. Сейчас припоминаю, что мы двенадцать лет назад обсуждали именно цвет звезды. У камрадов с konkord.ru икона показана в черно-белом изображении, а в цвете пентаграмма прорисована тускло-золотой краской. Толкование может очень даже отличаться (вплоть до противоположного). Золото – цвет славы, а у прп. Андрея Рублева как раз может быть символика отрицания. И ничего братьям-каменщикам не предъявишь. Скажут: пустые придирки. Мы тоже, помнится, поболтали, почесали в затылках и ничего не стали делать. Чтобы обвинить иконописцев в искажении канонов, нужно обладать большим авторитетом. А так обвинят в прелести от гордыни.

mid аватар
#

np1237, ну да. Кто строил католические соборы? Они самые. Каменщики.

"Не бывает атеистов в окопах под огнём". (с)Егор Летов

mid аватар
#

"Не бывает атеистов в окопах под огнём". (с)Егор Летов

iliin аватар
#

Сообщение на форуме ]]>www.icon-art.info]]>
На иконах "Преображение" позади Христа - звезда, на каких-то иконах - пятиконечная (напр. 1497 г. Кирилло-Белозерский мон., Троицкая таблетка 15 век, Сергиев Посад), на иконе Феофана Грека 1403 г.(ГТГ) - шестиконечная, а вот "Преображение" 16 века из Ярославля - там четырехконечная звезда.
Иногда пишут только 3 луча.
Это отмечается как уникальная иконографическая особенность, но толкование количеству лучей не дается.
Что означает это разное количество лучей?
ОТВЕТ:Как видим на современной иконе, здесь не звезда уже, а ромб, пересекающийся с четыреухгольником — очень напоминает иконы «Спас в силах»
На паре форумов в интернете уже мучились этим вопросом, но похоже единодушно сошлись во мнении, что лучей пять по числу апостолов и пророков, изображаемых на иконе.

]]>http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=44291&order=&pg=1]]>
Похоже ответ на этот вопрос об особенностях иконографии Преображения можно отыскать. Лучей может быть от 3 до 8.
Из Беседы святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского
...
На горе было восемь, но видимы были только шесть: трое - Петр, Иаков и Иоанн, возшедшие вместе с Иисусом, увидели там стоящих с Ним и беседующих Моисея и Илию, так что всех их было шесть; но вместе с Господом, конечно, были и Отец, и Дух Святой: Отец - гласом Своим свидетельствуя, что Сей есть Его Сын возлюбленный, а Дух Святой - воссиявши с Ним в светлом облаке. Таким образом, те шесть составляют восемь и по отношению к восьми не представляют никакого разногласия; равным образом не разногласят и Евангелисты, когда один говорит: "по днех шестих", а другой: "бысть по словесех сих яко дний осмь"; но этими двоякими словами как бы дают нам некий образ таинственно, а вместе с тем явственно присутствовавших на горе...

iliin аватар
#

Мне думается верхний луч просто за нимбом Христа скрыт.

np1237 аватар
#

Лучи (золотые лучи, лучи света) у св. Андрея исходят от изображения Христа. Их, по-моему, восемь. Пентаграмма остается за Христом в круге. Есть богословское мнение о том, что на горе Фавор Господь обсуждал со свв. Илией и Моисеем предстоящий Ему крестный подвиг, призванный отменить вечное начальство смерти на земле. Возможно, именно этот момент отражен в образе пентаграммы у св. Андрея, чья традиция принята за основу «Софрино». Преображение как прообраз Воскресения. Господь сходит во ад и в славе оттуда возвращается после победы над смертью. Двойная символика в новой же иконе достаточно тонкая. Можно так понять, а можно и эдак. Можно сказать, что химеры на соборе глумятся над прихожанами, а можно сказать, что они бессильно скалятся. Ничего никому не предъявишь.

iliin аватар
#

На иконе св. Андрея Рублева (Мид выложил) лучей вообще 10, я имел ввиду, что звезда не пятиконечная, а шестиконечная - шестой конец скрыт за нимбом Христа, а остальные пять концов как бы указывают на пять остальных персонажей - двух пророков и трех апостолов. Еще можно понять как ромб, пересекающийся с четыреухгольником, но два горизонтальных конца ромба скрыты в четырехугольнике и не выходят за его границы, поэтому концов получается шесть.

Скорее всего ромб, пересекающийся с четыреухгольником и есть первоначальное изображение, а после многократного списывания появились искажения, так, что стали походить на трех-, четырех-, пяти-, шести- и семиконечные звезды.


Преображение


Спас в силах

iliin аватар
#

И как водится потом все звезды нашли свое объяснение:

СЕМЬ - святое, Божье число. В Новом Завете это особо очевидно следует из Откровения Иоанна: семь духов Божьих (Откр.1:4); семь звезд, светильников и церквей; семь посланий (Откр.2-3); семь печатей (Откр.5:1); семь рогов и очей Агнца; семь труб и чаш гнева (Откр 8:2; 15:6 и след.); семь громов (Откр.10:3 и след.).
Семисвечник (Исх.25:37) - это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин.1:5).

Числом ШЕСТЬ измеряются дни и годы человеческого труда (Исх.20:9; 23:10; ср.21:2). Дни находятся между посвященными Богу субботами, а годы - между субботними годами. Бог сотворил мир за шесть дней (Быт.1:31; Исх.20:11). Шестиконечная звезда (не путать со звездой Давида) может говорить о Шестодневе.

ПЯТЬ - ассоциируется с числом букв в имени Иисуса, пятью чувствами (пятерицею).
На иконе Преображения Христа окружает пять фигур, соответствуя числу лучей звезды.

Числом ЧЕТЫРЕ отмечены четыре евангелиста и четыре апокалипсических крылатых существа (Откр.4:6-8).
Четыре знаменует собой целостность сотворенного мира, когда говорится о четырех краях (Ис.11:12; Иез.7:2) или углах земли (Откр.7:1; 20:7), а также о четырех ветрах (Дан.11:4; Зах.2:10; Мф.24:31; Мк 13:27).

iliin аватар
#

Вот на ]]>этой иконе]]> хорошо виден шестой конец "перевернутой пентаграммы" за нимбом Христа. Так что ложная тревога.

np1237 аватар
#

Вот в абсолютном большинстве случаев цвет звезды, все-таки, черный. Лучи света исходят от образа Самого Господа. Число их может быть разным (с разной символикой, соответственно). Под любое малое число можно подвести соответствующий символ. Золотой цвет сопутствует отнюдь не звезде. Черный объект за спиной Христа, будь то круг, овал или звезда, отрицается. Христос на иконах Преображения изображен в качестве грядущего победителя смерти. Он выходит из врат смерти в лучах славы и света. На современной иконе звезда чуть ли не золотая, и непонятно: исходят ли лучи от Христа или от звезды, причем, Христос может быть и Сам понят как один из лучей звезды. То есть, как бы, звезда его людям и посылает. Причем звезда – ярко выраженная перевернутая пентаграмма. Этого быть не должно на хорошей иконе. Это знаменитая масонская двойная символика. Дескать, профаны могут там что угодно себе воображать, а посвященные видят смысл истинный. Софринский стиль заслуживает критики и наводит на подозрения.

iliin аватар
#

Да ну, пр12337, какие масоны и символика русских икон? По-моему и рядом не лежали... Скорее соглашусь

"np1237" писал(а):
на горе Фавор Господь обсуждал со свв. Илией и Моисеем предстоящий Ему крестный подвиг, призванный отменить вечное начальство смерти на земле. Возможно, именно этот момент отражен в образе пентаграммы у св. Андрея, чья традиция принята за основу «Софрино». Преображение как прообраз Воскресения. Господь сходит во ад и в славе оттуда возвращается после победы над смертью. Двойная символика в новой же иконе достаточно тонкая.

черная пентограмма как образ ада в который предстоит сойти Господу.
]]>http://www.cirota.ru/forum/images/80/80244.jpeg]]>

np1237 аватар
#

Так я об этом и говорю. Сомнения вызывает только современная софринская икона, где звезда раскрашена в золотой цвет. Побежденный ад не может быть представляем в славном образе.

iliin аватар
#

Похоже эта зараза пробралась и в Софрино, ну что поделаешь, когда сначало приходится срочно зарабатывать на восстановление храмов, а потом не замечаешь как дух золотого тельца вносит свои коррективы в иконописные каноны.

iliin аватар
#

Икона "Сошествие во ад" пятиконечные звезды (перевернутые пентаграммы) на черном адском "небе".

#

А что можно сказать про это?
]]>http://days.pravoslavie.ru/Images/im200.htm]]>

np1237 аватар
#

???»?µ???????? 2.JPG
Здесь все в порядке.
Белый внебогослужебный головной убор, который изображен на иконе святителя Алексия Московского, называется куколь. Такой головной убор носят только главы самостоятельных православных церквей. В современных реалиях это только патриархи, раньше еще были некоторые митрополиты, например, митрополит всея Руси. Сегодня митрополиты носят белые цилиндрические головные уборы, называемые клобуками. На лобной стороне клобука изображается крест, на лобной стороне куколя – херувим. Херувим – ангел одной из высших иерархий. Сам факт изображения херувима на куколе патриархов символизирует, что патриаршее служение Богу уподобляется служению херувимскому.
?????????»?».JPG
Херувимы и серафимы от природы имеют шесть крыльев. На иконе святителя Алексия херувим на куколе изображен в полете таким образом, что верхнюю пару крыльев он сложил вместе. Получилось похоже на пятиконечную золотую звезду. Это случайность. Не очень удачная икона, но ничего криминального.
Вот здесь тот же святой изображен иначе:
???»?µ???????? 1.JPG

Отправить комментарий